Методы устранения дефектов речи при дислалии у ребенка

Любая форма нарушения речи и правильного произношения может стать катастрофой не только для ребенка, но и для его родителей. Такая патология, как дислалия у детей и методы ее устранения, является актуальной проблемой детских врачей и логопедов. Эта форма нарушения речи сопровождается неправильным произношением звуков, но при этом нормальными являются слух и работа мышц, отвечающих за артикуляцию при разговоре. Дислалия является широко распространенной патологией устной речи. Поэтому каждый родитель должен обращать внимание на явления неправильного произношения некоторых букв и вовремя обращаться за помощью к специалистам.

Методы устранения дислалии у ребёнка

Коррекция такой патологии, по сути, включает в себя диагностику строения и функциональности речевого аппарата, логопедическую помощь, дальнейшее обучение и интеграцию ребенка в социум.

Виды патологии

Дислалия у детей может возникать из-за органических изменений в речевом аппарате (неправильное развитие или аномалии строения языка, зубов, гортани и т.д.), а также носить функциональный характер, при котором наблюдается неправильная работа мышц губ, языка, гортани или же нарушения слухового анализатора.

Дислолия

При дислалии термином фонетический дефект обозначается искажение звуков из-за проблем с мышечной артикуляцией. Если ребенок смешивает или заменяет звуки (чаще из-за проблем с их различием на слух), речь идет о фонематическом дефекте речи. Когда наблюдаются явления недостаточности слуха и мышечного воспроизведения звуков, выделяют отдельную форму дислалии – сенсомоторную. Если при диагностике речи ребенка выявляются дефекты при произношении более чем 4-х звуков, такая форма патологии речи считается сложной.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста должна корректироваться как можно раньше, чтобы к моменту начала обучения в школе, такая логопедическая проблема не послужила причиной затрудненного получения образования и социальной адаптации.

Для удобного обозначения разновидности этой патологии в зависимости от того, произношение, каких букв страдает, употребляют следующие термины:

  1. Нарушение произношения буквы «р» – ротацизм, «л» – ламдацизм, «г» – гаммацизм, «к» – каплацизм, «х» – хитизм и т.д.
  2. Плохое произношение шипящих звуков, трактуемое как сигматизм.
  3. Сложности воспроизведения мягкости и твердости звуков, которые отмечаются как соответствующий дефект.

Наличие нескольких разнообразных по характеристикам форм нарушенного произношения звуков считается комбинированной дислалией.

Причины дислалического нарушения речи

К возникновению дислалии у детей приводят следующие органические изменения, затрагивающие речевой аппарат:

  • Аномалии развития губ и языка (короткая уздечка верхней губы или языка, изменение их размера и др.). Мягкотканые части речевого аппарата за счет своего перемещения в пространстве формируют основу для модификации основных звуков. При аномальном строении этих структур резко страдает произношение.
  • Нарушение развития костей верхней и нижней челюсти, а также зубного ряда, изменение прикуса, расположения зубов, формы твердого и мягкого неба. Эти структуры речевого черепа задают тембр голосу, принимая активное участие в фонации. Их аномалии или изменения в строении могут быть обусловлены врожденными причинами или травмами челюстно-лицевого отдела челюсти.

Если у ребенка наблюдается такая врожденная аномалия, как волчья пасть, в данном случае дефект речи обозначается как ринолалия. Этот термин подчеркивает вовлеченность полости носа в неправильное формирование звуков.

Функциональная дислалия у детей возникает из-за следующих причин:

  1. Неправильное обучение разговору в детском возрасте. Дислалия в таком случае является следствием неправильного запоминания того, как должны произноситься звуки из-за специфической речи взрослых (диалекты, быстрая и подражающая речь и др.).
  2. Отсутствие обучения ребенка разговору по различным социальным причинам.
  3. Замедление психологического развития, заболевания ЦНС, патология слухового анализатора.

Установление причины развития дислалии важно с позиций планирования дальнейшей коррекции, т.е. хирургическим или стоматологическим путем. Одновременно с этим при наличии неврологических причин, приводящих к такой форме нарушения речи, консервативная терапия, улучшающая когнитивные способности ребенка, благоприятно сказывается на последующем формировании речи.

Проявления дислалии

Особенности детей с такой патологией речи позволяют логопеду и даже родителям заподозрить ее по следующим признакам:

  • Пропуски звуков при разговоре. Дети во время беседы пропускают тот звук, который они не могут произнести, вне зависимости от его местоположения в слове. «Не могу и не буду», — думают они.
  • Замена звуков, приводящая к произношению совершенно другой буквы в слове.
  • Смешение звуков. Оно выявляется по тому факту, что ребенок часть слов произносит нормально, а в другой части – заменяет определенные буквы иными.
  • Искажение букв при произношении, приводящее к неверному воспроизведению звука.

Но несмотря на это, такие дети имеют достаточный словарный запас для своего возраста, адекватно беседуют с взрослыми и сверстниками. Однако при этом страдает произношение некоторых слов.

Стоит отметить, что в ряде случаев логопеды выделяют так называемую физиологическую форму дислалии, которая самостоятельно проходит к возрасту 5-6 лет. Такой вариант нарушенной речи часто отмечается при минимальных органических или функциональных повреждениях речевого аппарата или недостаточной дошкольной подготовке ребенка, например, когда родители очень мало разговаривают с малышом.

Как проявляется дислалия

Диагностика патологии

Определение этого вида нарушения речи начинается с опроса родителей о том, как протекала беременность, роды и психомоторное развитие новорожденного. В эти моменты могут появиться различные причины, обуславливающие нарушение правильного формирования речевого аппарата. Далее логопед оценивает произношение всех звуков, и составляется речевая карта на ребенка с дислалией, которая отражает именно те нарушения артикуляции, которые свойственны конкретному маленькому пациенту. Для детей, посещающих детские сады или младшие классы школы, специалистом дополнительно оценивается психолого-педагогическая характеристика, отражающая речевые навыки и поведение со сверстниками, а также в процессе обучения и т.д.

После определения предварительного типа нарушения речи и вида дислалии составляется карта обследования ребенка, которая включает следующие пункты в зависимости от предполагаемой причины данной патологии (органическая или функциональная):

  1. Консультация детского невропатолога, оценка психоневрологического развития, иннервации мышц речевого аппарата.
  2. Консультация и осмотр отоларинголога, оценка остроты слуха.
  3. Осмотр и консультация стоматолога.
  4. Проведение МРТ и КТ головного мозга, ЭЭГ и других методов оценки морфологического и функционального состояния ЦНС.

Данный алгоритм диагностики при дислалии направлен то, чтобы выявить не только причину развития такой формы нарушения речи у детей, но и оценить возможные методы лечения и коррекции такого состояния. Осмотр врачей и дополнительное обследование также помогут логопеду точно установить имеющуюся форму нарушения речи.

Родителям важно понимать, что чем раньше установлен правильный диагноз ребенку и начата соответствующая коррекция речи и при необходимости медицинское лечение, тем лучше будет достигнутый результат.

Коррекция дислалии у детей

Устранение дислалии начинается с предварительного этапа, который включает в себя лечение всех диагностированных органических отклонений в строении губ, языка, зубного ряда или костей лицевого черепа. Также маленькому пациенту назначаются специальные гимнастические упражнения для губ и языка, которые направлены на формирование правильной и адекватной работы мышечных групп при произношении звуков. Важно обеспечить ребенку правильную слышимость воспроизводимого звука.

Правильное звукопроизношение

Далее начинаются непосредственные занятия с логопедом, который, благодаря различным методикам, будет обучать ребенка правильному произношению проблемных звуков их распознаванию и дифференцировки, если отмечается их смешение. В конце курса занятий, дети должны свободно говорить без слышимых дефектов в любой ситуации и обстановке. Это и становится главной целью работы специалиста.

Перспективный план работы с ребенком с дислалией предполагает занятие с логопедом не менее 3 раз в неделю и протяженностью, в зависимости от формы, от 1 до 6 месяцев.

Дислалия в большинстве случаев поддается коррекции при условии адекватных и правильных занятий, а также проведенного медицинского лечения по устранению органической патологии.

Методы устранения дефектов речи при дислалии у ребенка обновлено: Март 11, 2017 автором: admin
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...
Единый центр записи в частные клиники вашего города - 8(499)519-32-35
Кроме того, у нас на сайте можно выбрать врача, прочитать отзывы о нем и записаться на прием через интернет.

Комментарий

Заполните обязательные поля