Причины и коррекция нарушений речи у детей

Речь для любого человека является важным коммуникационным процессом, который позволяет получать информацию, познавать окружающий мир, обучаться, взаимодействовать с социумом и другими людьми. Ее важность сложно недооценить. Способность понимать обращенную речь другого человека, а также писать и читать обусловлена правильной работой двух важных центров в головном мозге – зон Брока и Вернике. Именно их правильное взаимодействие позволяет человеку нормально говорить, читать и воспринимать слова других людей на слух. Дети с нарушением речи сталкиваются с рядом проблем, которые часто ставят под угрозу не только их образование, коммуникацию с другими челнами общества, но часто жизнь и здоровье.

А теперь с самого начала…

Несовершенная отечественная система логопедической помощи приводит к тому, что воспитание и обучение таких детей проводится неправильно, без учета всех особенностей патологии, приведшей к нарушениям формирования устной и письменной речи.

Учитывая особенности развития головного мозга детей, обучение разговору (путем изучения звуков, букв, слогов и слов) должно проводиться еще с грудного возраста. Именно в этот период вначале родителями, а потом и врачом должны быть диагностированы либо сенсорные и моторные патологии (глухота и т.д.), либо нарушения и общее замедление психического развития ребенка (сокращенно ЗПР).

Главная задача специалистов при работе с такими маленькими пациентами – это учитывать особенности мышления, а также особенности познавательной деятельности, обучение их вербальной или жестовой коммуникации по индивидуальному плану.

Причины нарушения речи у детей

Чаще всего нарушение речи у детей дошкольного возраста связано с врожденными аномалиями развития нервной системы, сенсорных органов или с перенесенными заболеваниями, затрагивающими центральный отдел нервной системы.

Обобщенно причины нарушения речи у детей любого возраста можно представить следующим образом:

  1. Общее замедление психического развития или особые формы отклонения нервно-психического развития малышей (аутизм, синдром Дауна и др.).
  2. Наследственная сенсорная тугоухость, которая не позволяет малышу адекватно слышать и распознавать слова.
  3. Перенесенные инфекции или осложнения инфекционных заболеваний, связанные с поражением оболочек и коры головного мозга (менингиты, энцефалиты и т.д.).
  4. Травмы черепа с тяжелыми нарушениями общего состояния маленького пациента и повреждениями (сдавлениями) нервной ткани.
  5. Патология развития лицевого черепа, языка и других органов фонации
  6. Ятрогенные факторы – назначение детям ототоксичных препаратов, вызывающих глухоту.

Мальчик говорит перед зеркалом

Учитывая особенности психического развития у пациентов с врожденными наследственными синдромами, которые приводят к умственной отсталости, обучение их речи и коммуникации с другими людьми должно проводиться индивидуально. Это позволит им максимально адаптироваться к самообслуживанию.

В других случаях состояние нервной системы или психической деятельности оценивается специалистами, которые дают рекомендации относительно того, какая коррекционная программа для детей с нарушением речи должна быть использована.

Виды речевых нарушений

Каждый вид нарушений речи имеет свои психолого-педагогические особенности, которые должны учитываться при обучении детей устному разговору и письму.

Выделяют следующие категории патологии формирования нормальной речи в зависимости от причины (при этом также важно учитывать характеристику изменения произносимых звуков):

  • Афазия (словесная бессмыслица), алалия (недоразвитие речи, но нормальное психическое развитие малыша), дизартрия (неправильное воспроизведение звуков) – связанные с органической патологией головного мозга и ядер черепных нервов.
  • Заикание и мутизм (игнорирование обращенных слов) — следствие функциональных нарушений в коре головного мозга.
  • Неправильная артикуляция при разговоре (дислалилия, ринолалия).
  • Задержка психомоторного развития речи (часто наблюдается у здоровых детей, которые по разным причинам не обучались словам и разговору).
Логопедическая помощь детям с такими нарушениями нужна всем без исключения, но в разной степени. Она оказывается в сочетании с другими методами коррекции речи.

Методы коррекции и лечения нарушения речи у детей

Учитывая распространенность данной проблемы, а также тот факт, что независимо от степени нарушения психического развития, функции речевого аппарата и возраста, такие маленькие пациенты должны быть максимально интегрированы в социум при достижении ими совершеннолетия. Необходимо, чтобы они смогли не только самостоятельно обслуживать себя, но и заниматься трудовой или культурной деятельностью, воспитывать своих детей, пользоваться всеми доступными правами и возможностями для человека.

Врачами, логопедами, а также детскими психологами со всего мира постоянно разрабатываются различные подходы для устранения проблем с устной или письменной речью у детей различных возрастов. В целом они базируются на следующих принципах:

  1. Организация специальных учреждений (детские сады и школа для детей с нарушением речи, школа-интернат и др.), в которых дети постоянно обучаются и формируют речь или другие варианты коммуникации (общения) под наблюдением логопедов, педагогов и врачей.
  2. Постоянная работа психолога не только с такими пациентами, но и с их родителями. К сожалению, дети с указанной проблемой требует большого внимания со стороны своих мам и пап, что часто становится испытанием для взрослых.
  3. Семейное воспитание таких детей с ограниченными возможностями намного важнее даже самых лучших специализированных школ интернатного типа. Однако не стоит забывать о необходимости должного общения со сверстниками.
  4. Постоянный мониторинг речевого развития позволяет оценить, насколько эффективно идет обучение детей, дает стимул родителям и специалистам продолжать занятия.
  5. Активные, подвижные игры со своими сверстниками позволяют таким детям быстрее адаптироваться и находить коммуникацию с другими людьми.
  6. При достижении прогресса в формировании речи подготовка к школе должна проводиться так, чтобы малыш не отставал от сверстников, даже если обучение планируется в специализированных классах или индивидуально на дому.

Каждый родитель должен понимать, что если его дети не начинают во время произносить звуки, слова и не начинают говорить по достижении определенного возраста, не нужно ждать чуда и оттягивать момент посещения врача или логопеда.

Именно от того, насколько рано начинаются занятия со специалистами, зависят те навыки разговора и письма, которыми овладеют дети, несмотря на свою патологию. Также не стоит впадать в отчаяние при неутешительных диагнозах и прогнозах относительно уровня дальнейшего психического развития малыша.

Девочка рисует

Регулярные занятия и упражнения, а также внимание со стороны взрослых позволяют всем без исключения детям интегрироваться в социум.

Причины и коррекция нарушений речи у детей обновлено: Март 6, 2017 автором: admin
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...
Единый центр записи в частные клиники вашего города - 8(499)519-32-35
Кроме того, у нас на сайте можно выбрать врача, прочитать отзывы о нем и записаться на прием через интернет.

Комментарий

Заполните обязательные поля